?

Log in

No account? Create an account

Коноваленко. Цвет черты — часть 1 из 5. Искусство.

« previous entry | next entry »
июл. 9, 2012 | 01:35 pm


(фотографии предоставлены мне родственниками и публикуются под лицензией Креэйтив Коммонс)

Мне выпала счастливая возможность писать о творчестве легендарного Василия Коноваленко, создавшего шедевры камнерезного и ювелирного искусства, а также ряд значительных театральных работ: в настоящий момент по инициативе родственников художника готовится книга о творчестве Коноваленко. Также книгу войдут страницы, написанные кандидатом искусствоведения Ириной Павловной Уваровой-Даниэль (Гос. Институт искусствознания) и Татьяной Мунтян — старшим научным сотрудником отдела "Оружейная палата" Гос. Музея "Московский Кремль": квалифицированный искусствоведческий анализ произведений Коноваленко раскрывает глубину его таланта.

Но при знакомстве с газетными статьями, фильмом и другими материалами мне встретилось множество повторяющихся из статьи в статью противоречивых сведений и неубедительных трактовок творчества Коноваленко. При том что во всех статьях с восторгом писали о его невероятном таланте и мастерстве. Но путь его трактовался не совсем верно. Мне показалось особенно странным, что о нем пишут как о художнике внезапно перешедшем к скульптуре. Уровень его первых работ в цветном камне таков, что нельзя поверить в такую «биографию». Лепка формы, образность — здесь чувствуется мастер-скульптор. И «деревенское» детство-юность показалось маловероятным для человека так чувствующего камень. Но сведения о его биогрфии, указанные в статьях, не подтверждали мои ощущения.
В настоящий момент после проведенного исследования многие выводы уже можно озвучить и представить фрагменты материала, который я готовлю о Коноваленко. Свою точку зрения на творчество Коноваленко высказал В.Скурлов (Фонд Фаберже). Его заслуга в том, что он познакомил более широкий круг читателей с творчеством Коноваленко.

Настало время уточнить многие моменты.

В следующих публикациях представлю еще фрагменты статьи «Цвет черты» и мои впечатления об уникальных работах Коноваленко.



Галина Губанова
Цвет черты
«У камня можно учиться живописи»
Василий Коноваленко

Минералы, как люди — такие разные, и определить какой это минерал по внешнему виду бывает сложно. Для этого есть старый способ: камнем проводят черту на так называемом «бисквите» (неглазурованном фарфоре). Цвет черты часто не соответствует цвету самого кристалла. По цвету черты определяют минерал.
Говоря о человеке, тоже можно задать вопрос: какова черта, которую он оставил?

Итак, какую черту оставил Василий Коноваленко? Кто он?

Василий Васильевич Коноваленко (5 июля 1929— 27 января) 1989— украинский и русский скульптур, ювелир, создатель ряда уникальных скульптур малых форм и скульптурных композиций, поднявший жанр камнерезно-ювелирного искусства - объемной флорентийской мозаики — до уровня объемной «живописи в камне».
В молодости работал театральным художником-постановщиком, декоратором, и классическим скульптором. В последние годы жизни кроме камнерезных шедевров разработал великолепные произведения ювелирного искусства.

Коноваленко относится к числу художников, чье творчество произрастает на перекрестке скульптуры малых форм, декоративно-прикладного, театрального, камнерезного искусства. Поэтому так много черт связывает Коноваленко с его великими предшественниками Врубелем, Кустодиевым, другими художниками и скульпторами рубежа XX века.
Импрессионисты оказали влияние на ощущение Василием Васильевичем цвета и узора в камне: К.Моне брал у камня уроки «раздельного мазка», думается, на него ориентирована «живопись в камне» Коноваленко. Врубель внес в живопись скульптурность и мозаичность кристаллов, Коноваленко делал монументальную роспись театрального занавеса и витража «под камень», объемные «живописные» мозаики. Самыми важными кажутся мне слова Василия Коноваленко «У камня можно учиться живописи» (цит. по Михалков Сергей. Наследник Данилы-мастера Журнал Огонек. М.,№2 январь 1974).

Русские уральские безымянные мастера, а потом скульпторы Дербышев, Перхин, Фредман-Клюзель, Савицкий и другие проложили в начале XX века путь в скульптуре малых форм, по которому Коноваленко после большого исторического разрыва традиции смело и в полном одиночестве прошел поворотный момент от декоративно-прикладного аспекта камнерезно-ювелирного искусства — к изобразительному, к созданию скульптурных композиций, к выражению глубоких смыслов и эмоций, характерных для высокого искусства.
Художник создал обширную галерею народных типов, от архетипических персонажей сказов до характеров, словно выхваченных из гущи городской и деревенской жизни. Его шедевры — гимн природе и человеку. В свою красную книгу Коноваленко заносит фауну и флору, предметный мир и типовые характеры, даже музыку — в беззвучно поющих ртах и развернутых мехах гармоники...
Его скульптурные композиции полны и простодушного пантеизма, и философского размышления о ценности простого мгновения жизни. Неявно звучит за этим протест художника против поглощения личного бытования тоталитарным режимом.

О нем писали в газетах в рубрике «Лица эпохи», но его биография много лет была искажена неточными сведениями. Следы деятельности эмигранта 1980-х годов были вычеркнуты, стерты в советские годы на родине художника, его имя не упоминалось, после перестройки газетные статьи множили ошибки и противоречия в данных о его жизни. В этой путанице искажались и принципиальные моменты.

Василий Васильевич Коноваленко был представлен как художник, внезапно перешедший к камнерезной деятельности под влиянием творческого процесса при постановке в Мариинском театре балета «Каменный цветок». Но это не так. Он начал очень рано работать скульптором. И ошибочно считать, что он в 57 году встретился с камнем, с сюжетом подземного царства сокровищ. Нет. Он вернулся к камню, потому что он вырос в знаменитом горнодобывающем центре Донецке (Камни Донбасса). Это совсем иное понимание его биографии и его отношений с камнем. Он не был «из крестьянской семьи», как ошибочно писали. Он вырос среди тех, кто уходил в подземное царство на работу, а вечером любовался на синие терриконы.

Сейчас есть возможность восстановить его биографию до 1958 года по документам. Мне удалось найти точные данные — это автобиография, написанная рукой Коноваленко, личное дело сотрудника Мариинского театра, и другие. На основе этих точных фактов могу подтвердить мои гипотезы о его биографии, которые стали основой моего пристального изучения и попыток доказать то, что мне казалось более вероятным про его биографию. Эти выводы я и предлагаю в данной статье.

Например, о том, что он не был новичком в скульптуре. Когда Коноваленко приступил к работе в камнерезном искусстве, это был опытный мастер в других видах скульптуры. С 15 лет он работал в профессиональном оперном театре скульптором-бутафором, а также скульптором в художественном объединении Донецка! Военные мальчишки взрослели рано, работали, получали разные специальности, а Коноваленко к тому же был невероятно талантлив и трудолюбив, он очень рано стал мастером своего дела, и к моменту встречи с темой камня в балете, он был уже настоящим скульптором, мастером лепки, создания формы, объема. Как театральный художник он много работал с цветом и фактурами. Позже в его сценографии шли оперы и балеты «Каменный цветок», «Последний бал», "Спартак", "Аида", "Баядерка", "Шахерезада", "Цыгане", "Борис Годунов" в разных городах (Волошина М. Сказ о мастере// журнал Весь мир. 36 (3.2002) и Краснопольская Ирина. Явление Василия//«Российская газета» 08 января 2003)

Вот еще несколько примеров балетных спектаклей, где Коноваленко выступал как художник-постановщик. 1961 год художник-постановщик балета "Каменный цветок" в Сталинском театре оперы и балета, Донецк. (Сохранились программка, афиша). В 1961 году художник-постановщик балета "Тропою грома" в этом же театре. Балет в трех актах «Последний бал» (по молдавски «Ултимул бал») Ю.Бирюкова, режиссер К.Муллер. Иногда правительственный праздник более серьезное мероприятие , чем Каменный цветок. Так было в сталинское время. Коноваленко сделал с любовью к родному городу и его людям костюмы к большому празднику. Их очень много. Программа концерта шахтерского ансамбля песни танца Донбасса от 23.08 1960 указывает, что художник по костюмам В.Коноваленко.

А до этого в 1956-57 годах в процессе работы над оформлением балета «Каменный цветок» он стал самостоятельно осваивать не скульптуру вообще, а именно забытое искусство полихромной скульптуры, так называемой объемной флорентийской мозаики, каменерезное искусство, низведенное в те годы до простых грубых поделок на государственных заводах.
Достоверные факты его биографии, ее основные вехи, рисуют образ этого человека и дают ответ на вопрос — кто он?
Контур биографии таков:

Родился он в деревне - в Запорожской обл., Акимовский р-н, село Петровка. (укр. с. Петрівка, Якимівський р-н, Запорізька обл.) - с координатами 46°48′34″ северной широты 34°54′40″ восточной долготы. Само место рождения Коноваленко словно указывает на его будущую судьбу. На этой замечательной украинской земле всегда чувствуется история, древняя земля содержит захоронения скифов, городища, знаменитое скифское золото, скульптурки, украшения. Аура легендарного прошлого этой земли овевала детсство и юность художника.
В соседнем от Петровки селе Шелюги был обнаружен скифский курган - недалеко от реки малый Утлюг (Утлюк) и в полукилометре от Молочанского лимана. Это погребение шести скифских женщин-воинов, где были и ожерелья из золотых и стеклянных бус, бронзовые зеркала, гребни, и бронзовые наконечники для стрел. Подобные шедевры искусства скифов, их золотые украшения копировали скульпторы фирмы Фаберже.

Отец Коноваленко - украинец, мать русская. Оба родом из Запорожья — одного из крупных городов Украины. В документах Коноваленко писал национальность украинец, видимо, так было и по паспорту. Он был пятым ребенком в семье, единственным мальчиком.

В детстве он житель крупного индустриального центра 1930-х годов - шахтерского города Донецка - проживший в деревне всего два года младенческой жизни, с 1931 года отец его работал в руководстве «Донтранса», транспортной организации индустриального города сталинских времен.


Коноваленко — ребенок страшных лет индустриализации, когда взрывали церкви и нормой был рабский труд шахтеров во имя светлого будущего.
Он мальчишка военной поры, чудом эвакуированный из Донецка в начале октября 1941 за несколько дней до оккупации, вернувшийся в родной город после его освобождения еще в годы войны — в конце 1943.
Ученик художника-декоратора, 15-летний скульптор-бутафор в оперном театре Донецка, одновременно заканчивающий седьмой класс по новому закону о всеобщем семилетнем образовании.
Художник-студент скульптурного отделения архитектурно-художественного училища в поднимающемся из руин войны Донецке.
Матрос, служивший на Балтфлоте в 1950 в Ораниенбауме под Ленинградом, близ прекрасного парка Петродворца с золотыми скульптурами, близ места, где была легендарная
Петергофская гранильная фабрика.
Молодой профессионал, победивший на конкурсе в Мариинский театр на вакансию художника-декоратора. (Явление Василия).
Художник-провинциал, попавший в Ленинград- сокровищницу культуры и впитавший эту высокую культуру.
Молодой мастер, кто в группе с выдающимися деятелями искусства участвовал в реформировании сценографии 50-х, создавая «живую сценографию».
Создатель своего «дела» в камнерезном искусстве, работающий в одиночку в годы монополии государственных предприятий и запрета на предпринимательскую «кустарную» деятельность.

Камнерез-самородок, создающий шедевры на свой страх и риск вне советских институций искусства - секций, выставок, вне государственных советских камнерезных предприятий, сковывающих талант художника.

Один из немногочисленных художников 50-х, которые обратились к самообразованию, как преодолению навязанных норм партийного искусства, он, опираясь на классические образцы Эрмитажа, книги искал свой почерк, свободный от штампов обучения в советском художественном училище.
Один из тех, кто своим творчеством и социальными стратегиями участвовал в зарождении неофициальной сферы искусства 50-60-х.
Скульптор, воссоединивший прерванную в сталинское время нить поиска народной идентичности через образы камнерезных фигурок, и поднявший эту традицию на уровень высокого искусства.

Талантливый самоучка, в одиночку преодолевающий разрыв с дореволюционной культурой, вакуум советских лет.
Художник, работающий в неофициальной сфере и оказавшийся под угрозой ареста по вымышленному обвинению в 1973 по инициативе Григория Романова.
Заложник своего таланта в политических кругах, требующих работать «на хозяина» - и по идеологии, и в части прав на созданные шедевры.
Главный художник Министерства Геологии, талантливый руководитель мастерской, которая официально называлась «Лаборатория малых скульптурных форм» и должна была стать школой высокохудожественного камнерезного искусства в России 1970-х, но Коноваленко был вынужден покинуть родину и учеников.
Эмигрант 80-х, создавший ряд скульптурных и ювелирных шедевров в Америке, получивший большое признание вне родины.
Русский и украинский художник, надеявшийся вернуться, но умерший в чужой стране в 60 лет.

А в цифрах это так:
Когда ему было 12 лет, началась война, в 1943 он пережил эвакуацию, вернувшись, столкнулся со страшными последствиями войны в Донецке.
Ему ещё не исполнилось 15 лет, когда он стал работать учеником художника-декоратора в музыкальном театр Донецка, который знатоки называли «лабораторией новой оперы».
В 16 лет был назначен зав.бутафорского цеха в Сталинском театре оперы и балета (Донецк).
В 17 поступил в архитектурно-художественное училище на скульптурное отделение в послевоенном Донецке, продолжал работать в театре, стал профессиональным скульптором, художником.
В 21 год был призван в армию матросом Балтфлота — впервые увидел Ленинград, Ломоносов (Ораниенбаум), Петергоф, полгода отслужил и решил остаться в Ленинграде.
Уже в 22 года он оказался художником в Мариинском театре. За его плечами был 6-летний опыт профессиональной работы скульптором, бутафором, художником-декоратором.
В 28 он прославился как участник театрального новаторского проекта - балета «Каменный цветок», но ушел из большой сценграфии, еще скованной прежними эстетическими и идеологическими нормами, к самостоятельной работе театральным художником-постановщиком, к свободному творчеству, к камнерезному искусству.
Только в 44 года у него была первая персональная выставка скульптуры - камнерезного искусства (до этого — только сценографические выставки).
В 45 лет в момент успеха и расцвета таланта он оказался под угрозой ареста, инициированного властями Ленинграда.
В 52 год он эмигрировал, взяв с собой только любимую удочку, бесценную коллекцию сделанных работ пришлось «подарить» государству.
В 55 лет — успешная выставка в Денвере. Его имя громко прозвучало в Америке.
Он был одним из тех, про кого по праву говорят — лица эпохи.


ВЫСТАВКИ Василия Коноваленко.
 1973, Ленинград Русский музей, персональная прошла с огромным успехом.
 В конце 1973 года, персональная выставка, готовящаяся в Патриарших палатах московского Кремля, была запрещена.
 1973 выставка ВДНХ.
 1975 г. работы Коноваленко выставляются в последний раз до его отъезда в США на Выставке Достижений Народного Хозяйства. (киноматериалы и золотая медаль экспозиции "Алмаз-75").
 После эмиграции Коноваленко его российские работы иногда вывозились за рубеж, обеспечивая представительность российским экспозициям. Причем часто имя Коноваленко вообще не упоминалось. В книге "Самоцветы СССР" Я.П. Самсонова, 1985 года, Москва, скульптуры Коноваленко представлены без его фамилии с подписью "изделия современных мастеров".
 В марте 1984 года в Музее Натуральной Истории Денвера в штате Колорадо состоялась выставка Василия Коноваленко. Работы остались в постоянной экспозиции музея.
 С 8 апреля по 24 июля 2011 работы Коноваленко были в экспозиции в России «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России» http://www.museum.ru/N41923
Где хранятся работы : музеи и частные коллекции Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Денвера, Вены. В России, в Москве его скульптуры находятся в запасниках Алмазного фонда (Гохран России) и музее "Салон Цветные Камни" (Музей "Самоцветы") при Министерстве природных ресурсов РФ (Министерстве геологии) - двух самых главных собраниях изделий из драгоценных и полудрагоценных камней.
Какие мнения высказывали о Коноваленко?
 Василий Пушкарев, директор Русского музея лично составлял каталог Коноваленко, поддержал его персональную выставку 1973.
 "Никогда мир не видел такой правды, схваченной в искусстве", - одна из записей в книге отзывов Русского музея (1973).
 Наталья Кончаловская и Сергей Михалков высоко ценили творчество Коноваленко и помогали его продвижению , Михалков в своей книге «От и до...» вспоминал: "Познакомили меня как-то друзья с выдающимся мастером резьбы по самоцветам Василием Коноваленко, который жил в Ленинграде. Он привез в Москву целую коллекцию замечательных жанровых малоформатных скульптур на темы русских сказок и басен. Что ни скульптура — произведение искусства."
 Руководитель Росювелирторга Василий Петрович Загребаев в интервью 2012 г. Г.Губановой сказал, что Коноваленко был выдающимся скульптором, художником, Росювелирторг планировал широкие действия по пропаганде его творчества и поддержке его «Лаборатории», многим планам помешала вынужденная эмиграция Коноваленко.
 Л. Сильверстайн, владелец "Всемирного торгового центра", первым оценил камнерезные скульптуры Коноваленко, затем Джек Ортман, персональный поставщик драгоценностей и антиквариата королевы Англии, устроил первую персональную выставку Коноваленко в США и приобрел там для художника просторную мастерскую.

Итак, кто же такой Василий Коноваленко? Выдающийся скульптор, художник, создавший ряд шедевров и обеспечивший новый виток и культуру в искусстве камня и ювелирном деле. Он вошел в историю искусства скульптуры малых форм как важная рубежная фигура. Как талантливый театральный художник, декоратор он сделал свой вклад и в театральную жизнь России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Его уникальные скульптуры хранятся в музеях и частных собраниях в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Денвере, Москве.
Он - рубежная личность, проложивший своей биографией и творчеством дорогу для возрождения традиций высокохудожественного камнерезного искусства в России в 80-е годы. Творчество Коноваленко преодолело уровень массовой культуры, характернай для изделий Фаберже. Создание фигурок как произведений искусства, произведений скульптуры малых форм наполняют работы Коноваленко совсем другой глубиной.

Художественная деятельность В.В.Коноваленко занимала промежуточное положение между официальным и неофициальным искусством. Скульптор, возродивший в 1950-е жанр ювелирной камнерезной скульптуры малых форм, разрабатывал традиционные народные темы в поиске утерянной в советские годы идентичности, игнорировал идеологические образцы, мифологизирующие надуманный образ «строителя коммунизма». Выход за рамки соцреализма, отказ от принятой тематики и образов, изолировали художника от выставочных процессов, навязывая ему роль маргинальной фигуры.

Театральный художник и скульптор, с 1951 успешно работающий в Мариинке, он продолжал работу в жанре скульптуры малых форм, с 1956 года активно самообразовывался в камнерезном искусстве (в годы, когда имя Фаберже не произносилось), восстанавливал забытые технологии. Самозабвенно, как Данила-мастер, искал свою технику и средства выразительности, создавал орудия для резки и обработки камня при полном их отсутствии в советское время, изобретал новые для повышения уровня художественной обработки твердых порд камня. Он познавал феномен камня в кругу геологов, в контексте идей Вернадского, сам бывал в горах, ездил с геологами в экспедиции на Урал, в Сибирь, на Украину, собирал материал. Был как дома в стенах Ленинградского горного института, дружил со специалистами, известными учеными.
Вступая в диалог с камнем, Коноваленко находил соотношение материала и сюжета, построенное на контрапункте: сюжет выхватывал бытовые мгновения, характерные для жанровой скульптуры, но материал, переосмысленный как живописная материя, уводил от реализма самостью цвета, природным «импрессионистическим» (запрещенным!) мазком, игрой света в камне.

В сложной социально-политической обстановке талантлиый человек нашел покровителей. Сергей Михалков вспоминал: "Познакомили меня как-то друзья с выдающимся мастером резьбы по самоцветам Василием Коноваленко, который жил в Ленинграде. Он привез в Москву целую коллекцию замечательных жанровых малоформатных скульптур на темы русских сказок и басен. Что ни скульптура — произведение искусства. Признаюсь, когда я увидел, как искусно он сделал композицию по моей басне "Лиса и Бобер", с каким воистину народным русским юмором, я окончательно "растаял" и понял — надо помогать..."

Создание живописи в камне открыло многим скульпторам направление, которые они развили в современной полихромной скульптуре. Шедевры Коноваленко после его громко прозвучавшей, успешной выставки в Русском музее 1973 года внесли оживление в этот жанр. Скульптуры Коноваленко были закуплены Гохраном России, как национальное достояние. Коноваленко был дважды награжден золотыми медалями ВДНХ.

Успех Коноваленко обратил внимание чиновников на бедственное положение самоцветов в России - полудрагоценные камни тоннами продавались за рубеж за копейки. Ситуация изменилась. Были приняты меры к более разумному использованию природных богатств. И в этом заслуга Коноваленко.
Но положение художника-одиночки, имеющего в собственности уникальные изделия, оцененные иностранными экспертами в 2 млн. долларов, привело к столкновению с властями, угрозам, необходимости «подарить» свои скульптуры государству. Затем потребовали создавать ценности для вышестоящих чинов, политические скульптурные портреты — Брежнева, Ленина и т.п. Художник отказался и вынужден был эмигрировать в 1981 в Америку.

Это был закономерный итог идеологического давления и ограничения свободной художественной деятельности. Скульптурная композиция двух зеков на льдине - «Заключенные»- горькое размышление о человеческих судьбах советских лет.

Актуальность мироощущения Коноваленко видится новыми глазами в современных исканиях человечности в жанре скульптуры.
Биография художника — часть его художественного наследия. Особенно если эта биография проходит по геологическим разломам эпох. Так война стала значимым событием в жизни Коноваленко. В салоне "Цветные камни" экспонируетсяего скульптура "Мать", созданная к юбилею победы в Великой Отечественной войне. Мать в темном платке распростерта на плите из гагата. Гагат — это камень, который добывают вместе с каменным углем. Видимо, есть скрытая ассоциация с военным временем в Донецке.

Биография говорит о том, что он человек, создавший прецедент: он открыл новую эпоху многовекового искусства полихромной скульптуры, уничтоженного в сталинские годы. Он создал ряд талантливых произведений и в театральной практике, и в искусстве интерьера. Он поднял на совершенно новый уровень камнерезные произведения, сделав шаг от декоративно-прикладного к искусства к изобразительному. Василий Коноваленко - художник, гениальность которого должна быть озвучена на его Родине.

Василий Коноваленко был талантлив во всем: мог бы стать и оперным артистом, у него был прекрасный бас-баритон. Балагур, шутник, любитель шумного застолья, песен, душа компании, он любил бывать в одиночестве. Поэтому, наверное, уходил на рыбалку со своей любимой удочкой (тут и азарт, конечно). Многие часы одиночества, напряженной работы над камнерезными шедеврами - это был подвижнический труд в обстановке, очень вредной для здоровья — каменная пыль и т. п. Но это был высокй полет художественного вдохновения и поиска нового.

В 1989 году Коноваленко ведет переговоры об устройстве его персональной выставки в России и о возвращении на родину. Обсуждется возможность создания школы камнерезного искусства по примеру его первой «Лаборатории», откуда вышли такие специалисты как А.Тимофеев (Тимофеев А., ученик В.В. Коноваленко в «Лаборатории» http://geo.web.ru/druza/a-Timof_A.htm ). Коноваленко полон сил, творческих планов. Художник мечтает отдать Родине. Ее молодым мастерам свой опыт, виртуозное мастерство, а зрителям показать выставку своих работ, внести свой вклад в развитие русской культуры. Это стремление вернуться можно оценить как значимый жест художника, раскрывающий нам его нравственную и художественную позицию.

К сожалению, болезнь помешала планам Коноваленко.
Умер он 20 января 1989-го в небольшом американском городе Нью-Виндзоре - New Windsor, штат New York, USA - теплой нерусской зимой без снега. Последней под его руками была работа «Сватовство», хотя начато было и стояло в мастерской несколько работ. Василий Васильевич заканчивал обработку камня. Эти три свата такие коноваленковские - полные жизнелюбия, веселья, с балалайками и гармошками - и проводили художника в последний раз из мастерской... Как рассказала Анна Коноваленко, он поднялся, пришел домой, ночью ему стало плохо. Привезли в больницу. Это было кровоизлияние в мозг. Он 5 дней был в состоянии комы на аппаратах, потом родственникам сообщили, что спасти его было невозможно...
Похоронен Василий Коноваленко, как многие эмигранты, на русском православном кладбище в городе Наяке. Nyack, штат New York ,USA под плакучими ивами.
Его биография это тоже черта, по ее цвету мы понимаем кто он, как и по его произведениям, которые говорят о том, что он невероятная личность, уникальный талант, мастер, достойный своего легендарного имени — Василий Коноваленко.

По эскизам замечательного художника работает сейчас фирма "Vasily Konovalenko Art Inc.".




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алова Генриетта//«Техника Молодёжи» 1976, № 6 Стр. 51-51 + 3-я стр. обложки
2. Коноваленко В.В. "Бабушка и дедушка". 1963.Фото: Е. Кассин. Источник: журнал "Мир камня" (1994, №4, с.66)
3. Михалков Сергей «От и до» книга воспоминаний ISBN: 5-7390-0422-5, 5-7390-0014-9, 5-7841-0459-4 Серия: Талантливые и знаменитые. М.:АСТ-ЛТД , 1998.
4. Краснопольская Ирина. Явление Василия//«Российская газета» 08 января 2003 http://www.rg.ru/Prilog/vvd/0611/66.htm
5. Кравченко Александр. Его всегда называли вторым Фаберже//Московские новости": воскресный выпуск:Лица эпохи, 1998 г. – С. 14
6. Марковский Евгений Магический кристалл Василия Коноваленко. Северная столица 29 марта -4апреля 1996 № 12
7. Мунтян Т.Н. Русская пресса с гордостью писала в 1986 году//
8. Сейранян Валерий Имена №11/1999 – С. 33
9. Уварова И.П. Василий Коноваленко художник. Архив Анны Коноваленко.
10. Фаберже Т. Ф., Горыня А. С., Скурлов В. В. Фаберже и петербургские ювелиры: Сб. мемуаров, ст., арх. док. по истории рус. ювелир. искусства. СПб., 1997.
11. Федоров В.С. Он каменную работу знал очень хорошо [о резчике по камню В.В. Коноваленко]. - Мир камня, 1994 , №4 , С. 37-40 (World of Stones, 1994 , № 4, – С. 62-71)
12. Каталог ВЫСТАВКИ В Русском музее. В.Коноваленко: Составитель В.А.Пушкарев: Вступительная статья Сергей Михалков: М.: Советская Россия, 1973.
13. Афиша.М.: Советская Россия, 1973. (художник Э.Якубенко. Редактор И.Милюкова. Гос.Русский Музей).
14. Волошина М. Сказ о мастере// Весь мир. 36 (3.2002)
15. Сайт фирмы Василий Коноваленко Арт \\ http://konovalenko.com/
16. Камни Донбасса http://geo.web.ru/druza/l-Donbass.htm
17. Коноваленко В.В., о нем http://geo.web.ru/druza/a-Konovalenko.htm
18. Коноваленко В.В., о нем http://geo.web.ru/druza/m-novmirK_73.htm
19. Тимофеев А., ученик В.В. Коноваленко в «Лаборатории» http://geo.web.ru/druza/a-Timof_A.htm
20. Коноваленко В.В. О нем.http://artru.info/ar/32716/
21. Коноваленко В.В. О нем. Экспонированы работы «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России» c 8 апреля по 24 июля 2011 http://www.museum.ru/N41923
22. Коноваленко В.В. О нем http://konovalenko.com/vasily/About_Vasily.html
23. Работы Коноваленко http://dmns.lunaimaging.com:8180/luna/servlet/view/all/who/Vasily+Konovalenko?sort=catalog_number,title,collection,File_Name
24. James W. Hagadorn and Stephen E. Nash. Hidden Russian Treasures: Mineral Carvings at the Denver Museum of Nature & Science http://www.rocksandminerals.org/Back%20Issues/2011/September-October%202011/hidden-russian-treasures-abstract.html


© Галина Губанова, 2012

Ссылка | Оставить комментарий |

Comments {2}

Kim Evans

Image of Konovalenko

from: Kaevwoman
date: сент. 24, 2015 04:53 pm (UTC)
Ссылка

Hello. I am working on a video for the Denver Museum of Nature & Science on Konovalenko's work. I came across this image of using Google image search. Do you have rights to the image? If so, would you grant me permission to use it in the video? -- Kim Evans

Ответить | Ветвь дискуссии

Владимир Чернавцев

.

from: Владимир Чернавцев
date: июн. 3, 2016 10:19 pm (UTC)
Ссылка

А ведь было еще несколько выставок "Самоцветы России" ВПО "Союзкварцсамоцветы" в которых были представлены работы В.В.Коноваленко:
1. 1983 г. в связи с 10 -летием создания музея в помещении храма на Пр. Калинина (1 месяц -75 тыс.
посетителей;
2. 1987 г - в связи с 50-летием ВПО "Союзкварцсамоцветы" в
помещении храма на Пр. Калинина (1 месяц -73 тыс
посетителей;
3. 2003 г - участие Музея Самоцветы в выставке Самоцветы России в Геологическом Музее им. Вернадского- 25 тыс посетителей;
4. 2006 г. участие Музея Самоцветы в выставке Самоцветы России в Геологическом Музее им. Вернадского- 20 тыс посетителей

Ответить | Ветвь дискуссии