?

Log in

No account? Create an account

Коноваленко. Цвет черты — часть 3 из 5. Технологии.

« previous entry | next entry »
июл. 9, 2012 | 02:45 pm


(фотографии предоставлены мне родственниками и публикуются под лиценцией Креэйтив Коммонс)

Продолжаю публикацию фрагментов статьи о Василии Васильевиче Коноваленко.


Несколько слов о технологии

С какими технологиями и материалами работал Коноваленко как художник и скульптор до камнерезной (камнеклейной) скульптуры?
Что такое работа бутафора? Это техника папье-маше. Во-первых, лепка. Лепка, лепка, целыми днями лепка. Вариантов техник в театрах того времени не было, а в оперном театре очень большой объем бутафории. Сначала лепилась форма (пластилин, серый пластилин?), модель изделия. Во-вторых, работа с бумагой и клеем.
Сама техника близка мозаичной — это послойное наклеивание маленьких кусочков мокрой бумаги на основу. Выклеивается сложная форма. В 1940-е годы делали так даже елочные игрушки.

Задача — добиться невероятной прочности, чтобы легкое, отделенное от формы изделия было прочным и служило долго. Поэтому наклеивается до сотни слоев бумаги, иногда и марли. Нужно было обладать мастерством, чтобы изделие потом не сминалось при сжатии рукой. Так учили молодых — сжимали в руке шарик, сделанный учеником, если сминался, отправляли делать снова.

Навык работы с клеями и фрагментами пригодился Коноваленко для камнеклейной скульптуры.

Повторяю, он не был новичком.

Потом жесткое тонкостенное изделие грунтуют и расписывают красками. Тут уже нужно чувство цвета, роспись объемной вещи можно сравнить по итогу с полихромной круглой скульптурой, по крайней мере так изделие выглядит на сцене — Декор оперных «дворцов», предметы «пиршественного стола», украшения, головные уборы, оружие. Может быть, роскошные бутафорские «братины» русских опер были первой пробой Коноваленко-ювелира.

Интересно, что именно после войны, во время бутафорской юности Коноваленко, технология бутафорского производства была на выстоте: в годы войны делались муляжи артиллерийских орудий, танков, для дезориентации противника и привлечения его сил к борьбе с бутафорскими изделиями, тем самым сохранялаь настоящая техника для боя.
Коноваленко работал и как скульптор, в первую очередь с гипсом, в 40-е и 50-е годы очень много изделий было из гипса. Потом его тонировали или расписывали. Очень многие работы скульпторов тех лет были из гипса и потому утрачены. В какой материал переводились гипсовые скульптуры Коноваленко( те, что переводились) пока узнать не удалось, данные Донецкого общества художников, где он работал скульптором пока не найдены. Известно, что он делал много портретных скульптурных работ.
Дальше.

Работа художника-декоратора требует очень точного расчета. Расписывается огромная плоскость, она делится на квадраты, расписывается каждая часть в квадрате. То есть, эта работа тоже фрагментарна, мозаична. Только это что-то вроде гигантской мозаики. Так работал Коноваленко, создавая декорации к «Каменному цветку». Эскиз давал самое общее представление о рисунке малахита. А Коноваленко должен был разработать все нюансы, оттенки зеленого — их множество в малахите. Сложнейший рисунок камня надо было подобрать по подлинным кускам малахита и сложить из них композицию, каждый фрагмент вписывался в свой квадрат. Коноваленко очень много работал с натуральным малахитом в музее геологии, подбирал, создавал композицию. Обсуждал процесс работы с Вирсаладзе, который часто наведывался в Головинский зал с балетными актерами — Осипенко и другими.

Техника объемной флорентийской мозаики "комесси" — основная техника его работ.
Коноваленко с помощью родственников создал шлифовальные, полировочные боксы. До него такого приспособления не было. Основа - боксы 2x3 метра - подлинное изобретение - стеклянные ящики, в которые были подведены инструменты, в них как в аквариумах оказывались только руки скульптора, было добавлено освещение. К боксам крепились устройства с увеличительными линзами. Моторы прятались в защитные кожухи. Стояли специальные глушители - устройства, снимающие вибрацию. Была налажена сильная вентиляционная система, изготовлены специальные инструменты. Боксы были шлифовальные, полировочные. В отдельных боксах стояли моторы с ручными пилами. Коноваленко в совершенстве овладел обработкой самых твердых пород камня.

"Сначала я совсем не сплю, - рассказывал Василий Коноваленко, - Вынашиваю идею, обдумываю ее везде: в постели, за столом, на прогулке. Когда идея оформилась, я делаю рисунок. После рисунка я делаю пластическую форму и делю ее на множество мелких частей. Каждая часть решается отдельно. Потом я грубо режу камень, затем - мельче. Полирую, довожу до нужней формы и соединяю вместе"

"Главное, - говорил Коноваленко, - не отрезать камень, а отшлифовать его, и отполировать".

В объемном портрете первого космонавта Юрия Гагарина Коноваленко применил. законы оптики, которые он прекрасно знал. Стекло шлема - это сфера из горного хрусталя, внутри нанесена гравировка, и внутренняя сторона сферы отшлифована не полностью. Лицо космонавта размещено внутри сферы специальлным образом. Это создает эффект линзы и придает лицу космонавта дополнительный объем.
"С камнем нельзя спорить, - сказал Коноваленко, - ибо он создан самой природой. Надо понять камень, суметь показать его суть - и тогда он раскроет людям свою необыкновенную красоту".

© Галина Губанова

Ссылка | Оставить комментарий |

Comments {0}